Проблемы современного российского кино о войне

Близится 9 мая, по давней традиции ко Дню Победы российские телеканалы будут показывать множество военных фильмов, посвященных в основном Второй Мировой войне и реже другим конфликтам, в которых участвовала наша страна. Однако с каждым годом количество негатива от новых российских военных фильмов у населения только растет. Как развивалось российское военное кино? С чем связано недовольство общества современными творениями о войне? Какие основные мелкие и масштабные ошибки совершают современные киноделы? Читайте в нашем материале.

Военному кино в России всегда уделяли большое внимание как режиссёры, так и само государство. В СССР на снятие картин о войне выделяли государственные деньги, предоставляли помощь министерства обороны и военных консультантов. Многие советские фильмы про великую отечественную войну стали настоящими шедеврами и получили широкую популярность у населения. Например: «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Освобождение» и многие другие. В кинофильмах СССР про войну широко раскрывались такие понятие как чувства долга и преданности своей Родине, героизм советского народа, тяжесть борьбы с врагом и огромная, горькая цена, отданная за победу.

...
Кадр из фильма «Битва за Москву» Ю. Озерова

Много штампов, мало истории

После распада СССР кино о войне в России приобрело совсем другие черты. Современные режиссёры стремились показать иную точку зрения на войну, нежели чем победу и героизм советских граждан. Все это было связано в первую очередь с банального перевирания истории в 90-е годы, когда различные личности, называвшие себя «экспертами» или «историками», передергивали исторические факты, вырезали из контекста события, подменяли приоритеты и переставляли акценты внимания на сплошной негатив в действиях советского руководства. Это привело к тому, что представление о войне и ее участниках кардинально поменялось как у населения бывшего СССР, так даже за рубежом. Пожалуй, в свое время, результатом столь активной пропаганды образа кровожадного СССР стал выход зарубежного фильма «Враг у ворот». Кино, посвященное советскому снайперу Василию Зайцеву, вышло со всеми навязанными в 90-е годы штампами, мифами и откровенной идиотией.

Во время своего выхода фильм стал настоящей консистенцией «новой правды» о войне. Здесь было и «одна винтовка на двоих», с минимальным количеством патронов, и набег живой массы советских солдат на немецкую оборону, оснащенную танками и пулеметами. При этом солдат красной армии гонят прямиком на убой, без всякой попытки даже подавить огневые точки противника или зайти во фланг вражеской обороны. Зашкаливающее количество в одном кадре советских знамен, которые должны были обозначать собой диктатуру и тоталитаризм в СССР, а не символы Победы. Все советское руководство в данном фильме было представлено в виде тупых комиссаров с пропитыми лицами. И конечно же фильм запомнился появлением заградотрядов НКВД, в том виде как их хотели представить в ходе новых «правдах» о войне. Безжалостные упыри, хорошо вооруженные, расстреливающие своих уцелевших солдат, выживших и отступивших с заранее обреченной атаки. При этом сами бойцы РККА зачастую показаны в виде ничтожного быдла.

Возможно, выйди этот фильм в современное время он бы не сыскал того успеха, который он получил в 2001 году. Однако хорошо снятые батальные сцены, отличная музыка и в целом удачное наложенный на «новый взгляд на историю войны» сюжет принес фильму успех и сделал его в какой-то мере культовой картиной особенно на Западе. К сожалению, в России не попытались как-то осудить данный фильм. Напротив, отечественные творцы вдохновленные «Врагом у ворот» принялись клепать на его основе свои поделки.

В военных кино начиная с двухтысячных годов активно навязывался термин «войны вопреки», в фильмах демонстрировали все самые вычурные штампы и мифы. Одним из первых  таких фильмов можно назвать, пожалуй, сериал «Штрафбат», в котором основными героями военного кино стали бойцы штрафбатов, уголовники и незаконно репрессированные заключенные. В то же время главными антагонистами порой становились даже не немцы, а собственные офицеры и представители. Навязывались штампы о кровожадности заградительных отрядов, тупости комиссаров и трусости командиров. Данный фильм так же приобрёл определенную популярность в России за счет показав его на центральных телеканалах страны и раскручиванию в СМИ. А талантливая и правдоподобная игра актеров компенсировала порой тупость сценария и весьма скромные для военного кино батальные сцены. После определенного успеха «Штрафбата» очень долгое время основными героями многих российских фильмов о войне стали штрафники, уголовники, политзаключенные на фронте.

Все это вылилось в очернение собственной истории и подвига народа, в ложном представлении о событиях войны и тяжёлому удару по облику советской армии и населения. Фактически современные режиссёры создали впечатление, что народы, проживавшие на территории СССР, представляли собой забитую и трусливую массу, которую гнали в бой фанатичные идиоты в виде комиссаров и командиров Красной Армии, под угрозами расстрела из пулеметов заградительных отрядов и НКВД, по прихоти кровожадного Сталина.

Стоит отметить, что пока российские кинодеятели всячески пытались показать свою страну и армию в ходе войны в наиболее непристойном свете, в США выходили военные фильмы которые, наоборот, демонстрировали американскую армию в основном в героических чертах и создавали действительно героический образ войск союзников, которые и спасли весь мир от фашизма. Так в широкий прокат был выпущен фильм «Спасти рядового Райана», который несмотря на спорный сюжет показывал героизм и доблесть солдат армии США в сражениях с немецкими войсками. В то время, когда в России снимали сериал «Штрафбат» на Западе показывали 10 серийный фильм «Братья по оружию», демонстрирующий храбрость и самоотверженность американских десантников на Западной фронте Второй Мировой войны. Тем самым пока в России активно разрушали созданный в СССР образ советского солдата-освободителя, на Западе укрепляли идею о том, что основными героями ВМВ стали подразделения союзных войск.

 

Однако в России не обращали внимание на западные картины продолжая клепать клюквенные творения про собственную историю и армию. Правда впоследствии тема штрафников начала утомлять отечественного зрителя, и киношники принялись искать новых героев для зарабатывания денег и показа очередных опусов «секретной правды о войне». Данными персонажами стали разведчики. Однако и такую, казалось бы, геройскую тему отечественные творцы умудрились испохабить вкраплениями все тех же антагонистов из особых отделов армий. Теперь герои разведчики наводили шорох в немецком тылу, а возвращаясь в тыл советский отбивались от вездесущих и везде нос сующих сотрудников НКВД.

Началась целая вереница фильмов и сериалов с подобным сюжетом. «Диверсант», «На безымянной высоте», «Апостол» и прочие. При этом, как только определенная тема начинала надоедать зрителю, российские творцы съезжали на другую. Так отечественные экраны пережили наступление современных фильмов про снайперов, партизан, летчиков, агентурных разведчиков, пограничников и прочих, однако в большинстве новых кинопроизведений все так же старались поведать о «новой правде о войне» и упырях из НКВД, которые так и хотели отправить на подвал или расстрелять очередных героев.

Пожалуй, апогеем штампов и мерзостности собранном в одном фильме, который переплюнул даже «Враг у ворот», стали творения Никиты Михалкова «Утомленные солнцем: предстояние» и «Утомленные солнцем: цитадель». Здесь штрафники ходили в безнадёжные атаки на немецкие позиции по прихоти пьяных генералов и угрозой расстрела заградотрядов. Массовые убийства, творимые сотрудниками НКВД, переплетались с массовой трусостью и скотством солдат и офицеров РККА, Сталин был показан в образе угрюмого, безумного упыря, готового слать на убой собственное безоружное население чисто для красивых фотографий в газетах. Помимо этого, в фильмах присутствовали:  танки с парусами, священник молитвой сбивающий самолеты, инфантильные кремлевские курсанты, трусливые и жадные партработники и чиновники. И просто тонны идиотии.

Однако положительную роль как не странно данный фильм сыграл, став в какой-то мере переломным для российского зрителя и «творцов». После провала в прокате, обильной критики и даже требования ветеранов запретить фильм к показу, в отечественном обществе произошел определённый слом. Люди начали замечать, что, по сути, во всех вышедших ранее российских фильмах о войне в той или иной мере присутствуют какие-либо штампы «Утомленных солнцем». То, что ранее казалось страшным и злобным теперь казалось просто нелепым и смешным. Зритель перестал верить образам злобных сотрудников НКВД и СМЕРШ, тупых офицеров и трусливых комиссаров, благородных уголовников и быдло солдат. В итоге фильмы, где подобные штампы присутствовали уже не вызывали требуемого эффекта сопереживания и не удовлетворяли зрителя. Киношникам пришлось перестраиваться, в основном снимая картины на совершенно другом уровне качества.

Так уже в 2010-х годах многие отечественные творцы старались снимать фильмы, в которых злобные особисты перестали являться жизненно важной составляющей для военного кино, а основной темой становились попытки показать героизм советских солдат. Однако здесь у отечественных киношников не хватало других составляющих, крепкого сценария и умения снимать на советском уровне качества. Привыкнув в фильмах выезжать на штампах, и темах показа злобных НКВДшников современные режиссёры разучились снимать хорошее кино о войне, как его снимали в СССР, и как того хотел зритель, который темами упырей в синих фуражках и «незаконно репрессированных солдатах» был сыт по горло. В итоге практически весь период 2010-х нас ждали фильмы, которые можно было охарактеризовать так «замах на рубль, а удар на копейку». При этом зачастую, еще во время пиара военных кинокартин, их масштаб откровенно завышали, а эпические названия в виде «Сталинграда», «Битвы за Севастополь», «Спасти Ленинград» или «Ржева» приносили лишь разочарование. При этом даже в 2010-х годах злобные особисты и некоторые штампов все еще преследовали российские военные фильмы хотя, акценты уже явно на этом не ставились.

Но были и действительно стоящие кинокартины, так на экраны вышли «28 панфиловцев» фильм, который стал по оценкам российских зрителей лучшим фильмом 2016 года. Помимо этого, в 2020 году вышло хорошее кино от студии «Военфильм» «Подольские курсанты» 

Однако большинство отечественных кинокартин о войне в лучшем случае стали «кино для одного просмотра», нежели чем действительно крепкими и запоминающимися работами. Стоит отметить, что для российских творцов 2010-х годов в фильмах о войне стала присуща новая деталь. Так если в военном кино не присутствуют антагонисты из НКВД или глупые комиссары, то тема СССР в фильме вовсе убиралась.

Так в фильмах практически исчезли советские знамена, и слова «СССР», «Советская власть», цитаты Ленина или Сталина, которые до этого можно было произносить только упырям из особых отделов, видимо, чтобы зритель понимал с какими антихристами власть Советского Союза должна ассоциироваться. Теперь солдаты поднимаются в атаку в основном «За Родину», а не за Сталина или Советский Союз, хотя даже в мемуарах солдат и офицеров РККА роль страны и ее руководства в Победе зачастую очень серьезно превозносилось. Да и странно пытаться игнорировать свою собственную страну и власть, когда население СССР было буквально пропитано идеями построения коммунизма и патриотизма, которые начинали вбивать в голову еще со школьной скамьи.

В итоге если в Вермахте отчетливо воюют за Германию и фюрера, то как говорила, в недавней экранизации подвига Зои Космодемьянской фильме «Зоя», главный персонаж «За трамвайчик» и «корочку хлеба». Видимо именно за это воюют и порой идут на мучительную смерть советские солдаты, когда их не подгоняют заградотряды с пулеметами и упыри из НКВД.

Стоит отметить, что творцы продолжают искать популярные у зрителя темы военных фильмов. Так вторая половина 2010-х годов была просто усеяна темами «танковых фильмов» видимо из-за возросшей популярности компьютерных танковых симуляторов и возможном желании режиссёров заработать на столь раскрученной теме. В итоге почти в одно время вышли кинокартины «Танки», «Несокрушимый», «Крепкая броня», «Танкист» и «Т-34».

Однако как оказалось одной бронетанковой тематики для завлечения зрителя оказалось мало, и создателям нужно было подходить более тщательно со сьемками специфичных, тем особенно когда в кино идут люди, зачастую знающие материальную часть. В итоге ни перевернутый с ног на голову подвиг Коновалова в «Несокрушимом», ни противостояние Т-34-85 против фанерных «Тигров» на Курской дуге в «Крепкой броне» никто особо не оценил. Окупился лишь «Т-34», на съемки которого авторы хотя бы не поленились пригласить исторического консультанта.

На начало 2020-х годов популяризацию набирает тема советских героев времен великой отечественной войны. Так в прокат должны выйти фильмы «Девятаев», посвященный подвигу побега из плена советского летчика на угнанном у немцев самолете, и «Высота 220» посвященная подвигу пулеметчика Ханпаши Нурадилова, который принял нервный бой с противником и погиб, выигрывая время для своих однополчан. Однако даже в успехе подобных, казалось бы, заведомо выигрышных историй за счет их реальности верится не до конца. Так уже на изначальном постере фильма «Высота 220», советского пулеметчика в 1942 году атакует английский «Харрикейн» и реактивный «Мессершмитт». Видимо это должно говорить зрителю насколько создателям не все равно на свою картину и ее историчность.

Подводя черту под неудачами российского военного кинематографа, стоит выделить его основные минусы: 

Первый фактор это слабые исторические знания у людей которые занимаются съемочным процессом и написанием сценария. Если в СССР за качество съемок военного кино отвечали военные консультанты и историки, то в современном кинотворцы предпочитаю, чтобы их мыслительные потуги не ограничивались чьими-либо рамками. Зачастую даже реальные истории с мемуарами и свидетельствами очевидцев превращают в откровенную отсебятину. Особо противно становится, когда историческим персонажам в подобном кино приходится говорить абсолютную ахинею. Поэтому фильмы, в которых присутствует фраза «основано на реальных событиях», часто представляют из себя плохо продуманный каламбур. Стоит отметить, что на Западе еще со времен «Братьев по оружию» пытаются снимать фильмы максимально приближаясь к историчности, хотя порой и там клюквы хватает.

Второй фактор, это засилье штампов в фильмах, даже в начале 2020-х годов. Истории про упырей особистов и героев уголовников надоели еще к 2010-м годам, но видимо ряд творцов до сих пор не может «отпустить» от «засекреченной правды» и поэтому периодически образы маньяков в синих фуражках преследуют нас в свежих картинах. Однако на фоне удручающего художественного военного кино заметно вырос по качеству жанр документальных картин, помимо этого труд целого ряда историков в деле написания различных исторических книг и статей сделал свое дело. Штампы и несуразицы в кино воспринимаются зрителем сейчас намного острее чем раньше.

Третий фактор, который ранее не упоминался в статье, но он присутствует в подавляющем большинстве современных военных фильмах это несомненно любовная линия. Порой они неимоверно глупы, порой неимоверно бессмысленны, но они есть, и сценаристы с режиссёрами пытаются всякий раз пропихнуть их в военный фильм с поводом и без, видимо преследуя сразу несколько целей. На фоне любви проще куда-либо слить экранное время, помимо этого, видимо наличие любовной линии в любом кино было прописано на занятиях по кинематографу как обязательное условие для успешного фильма. Еще одним вариантом засилья любви в военных кино является попыткой привлечь женскую аудиторию, которой, к слову, притянутые за кончик пальца «отношения на фоне трупов» уже так же опостылили.

Четвертый немаловажный фактор, это знание матчасти. С появлением интернета в каждом телефоне, любой школьник может отыскать в поисковике какой техникой и вооружением обладали стороны конфликта, проверить ряд исторических фактов. Однако ряд российских режиссёров абсолютно не парятся на сей счет предпочитая до сих пор показывать бои Т-34-85 и фанерных Т-44 в 1942 году, и это при наличии графики и множества воссозданных реплик того или иного вооружения. Однако, когда в Голливуде снимают фильмы с привлечением даже музейных экспонатов, российский зритель смотрит на покрытые фанерой танки.

Пятый фактор это малый бюджет. Казалось бы, военный фильм одни из самых затратных жанров и приближаться к нему имея почти пустые карманы не стоит, однако ряд творцов раз за разом снимает низкобюджетные и низкокачественные опусы, где хлопки слабых петард изображают разрывы гаубичных снарядов, а огонь обозначает плохо прорисованная графика. Особенно в этом направлении любят отличиться в военных сериалах, обилие которых на тему великой отечественной войны, а самое главное посредственное качество так же серьезно удручает российских зрителей. И если на Западе в последнее время сериалы выходят с немалыми бюджетами и самых разных жанров от ужасов, до фантастики, от криминальной драмы до фэнтези, от комедийных работ до исторических лент, то в России почему-то сериальный формат прикрепился к военным фильмам, детективам и мелодрамам. Что является отдельным поводом для расстройства.

Шестой фактор это цензура. К сожалению, как уже писалось ранее цензура в российском кинематографе зачастую не дает в положительном свете показывать советский режим, демонстрировать как люди воевали и умирали за ту власть, которую многие из них отстаивали еще в гражданскую войну. В современных кинокартинах солдаты в великой отечественной войне продолжают воевать зачастую вопреки своей стране «за трамвайчик» и «корочку хлеба».

Седьмой фактор это усталость населения от фильмов по тематике великой отечественной войны. Безусловно победа над фашисткой Германией это одно из величайших достижений СССР, однако плохое отечественное кино изрядно подпортили жанр и данную тему. Для целого пласта общества современное военное кино сделалось просто не пригодными для просмотра. К сожалению, про другие конфликты отечественные творцы видимо не знают или бояться, что посвящение фильма им не принесет желанные прибыли из-за «не раскрученности брэнда». Но стоит напомнить, что помимо Великой Отечественной войны СССР так же участвовал в боях на КВЖД, гражданской войне в Испании, приграничном конфликте на Хасане и Халхин-Голе, Зимней войне в Финляндии и прочих конфликтах, при этом история СССР это не вся история России. Но, к сожалению, видимо удачные ленты про другие конфликты в отечественном кино нашему зрителю предстоит ждать еще долго.

Восьмой фактор это голливудские приемы. По мере развития российского кинематографа часть идей жанрового кино отечественные кинематографисты перенимали у своих голливудских коллег, и в этом нет абсолютно ничего плохого. Однако хуже, когда авторы фильма абсолютно не умеют этими приемами пользоваться. Когда ни к месту нам демонстрируют замедленную съемку, когда спецэффекты создаются ради спецэффектов, когда главный герой представляет из себя помесь терминатора и Рэмбо толпами валя «тупых фашистов», которые сами подставляются под пули, и все это делается с заявлениями об историчности фильма.

Восьмой фактор, это суммирование полное или частичное всех вышеописанных негативных элементов российского военного кино. Тогда зритель получает гремучую клюквенную смесь, досмотреть до конца которую не у всех даже хватает терпения.

В сухом остатке

 

В чем же вред плохих фильмов про войну для страны и ее населения? В первую очередь в патриотическом плане. К сожалению, образование современной молодежи оставляет порой желать лучшего, что подтверждают слова бывшего министра культуры России Мединского:

«Работая в правительственной комиссии по истории Второй мировой, я много ездил по регионам, общался с молодежью, со студентами. Тогда я увидел, что в нашей стране за 20 лет выросло поколение людей, которые абсолютно превратно представляют себе историю государства. Они либо ничего не знают, или у них голова забита всякой чушью»

К сожалению, министр не смог указать откуда взялась «всякая чушь» у российской молодежи в отношении отечественной истории. Не от российских ли военных фильмов, которые пичкают умы населения «секретной правдой» и «убогими штампами» о тех событиях? И не страшно даже если подобные фильмы проваливаются в прокате фактически принося убыль государству от того, что они не способны вернуть потраченные на очередной военный опус деньги. Проблема в том что эти фильмы никуда не исчезают, их не запрещают и не снимают с эфиров, более того впоследствии их крутят по ТВ, продают на носителях и распространяют в интернете. До сих пор в сетке вещания телевиденья можно найти «Сволочей», «Штрафбат», а если хорошо порыться, то и «Утомленные солнцем» отыскать. На просторах интернета появилось уже целая группа блогеров которые занимаются только тем, что высмеивают современные военные российские фильмы.

В недавнем интервью бывший командующий войсками ВДВ генерал Шаманов заявил, что захотел связать свою жизнь с армией после просмотра советского фильма «Офицеры». Интересно после просмотра какого современно российского фильма молодежь захочет связать свою судьбу с армией? Если в «Офицерах» поднимались вопросы чувства долга и верности своей Родине и стране, то у нас я напомню «хлебушек» и «трамвайчик». Почесав голову, современный подросток лишь скажет подобное: «Я бы свою палку колбасы и новый айфон на грязные окопы не променял бы». И это в случае, если в современном военном фильме главные герой вообще самостоятельно идут в бой, а его не подгоняют заградотряды и НКВДшники. В таком ракурсе у современной молодежи может возник вполне резонансный вопрос. «А зачем вообще за такую страну и за такую власть умирать? Ведь лучше идти служить к врагу! Они хотя бы в спины не стреляют!»

Массовая пропаганда героев уголовников в военном кино скорее всего и вовсе породило желание у молодежи «стать четкими пацанами». Ведь судя по фильмам такие и живут «по понятиям» и отпор врагу дают круче кадровых военных.

Еще одним успехом современных российских фильмов о войне стало искажение истории в умах не только в России, но и на пост советском пространстве и на Западе. Ведь если сами потомки фронтовиков снимают про своих предков такое-то никто за рубежом не станет никогда отрицать что показанного в кинокартинах никогда не было. Как итог откровенную чушь про великую отечественную войну сейчас снимают практически на всем пост советском пространстве. И, к сожалению, это лишь усугубляет разрыв между народами когда-то одной братской страны.

В СССР понимали всю важность создания военных кинолент. Понимали какую важную идеологическую составляющую они несут для всего населения. Понимаю это и на Западе. К сожалению, в нашей стране продолжают играться с подменой понятий и обезличивания страны, за которую воевали советские граждане.

Александр Долбыш для ANNANews.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий




О телеканале ANNA-NEWS

Европейское информационное агентство, финансируется из Германии. Преследует цель убедить русских учавствовать в братоубийстве по сирийской модели. Но несмотря на это предоставляет интересные материалы для просмотра.

 

Лучшие посты