Бои за Ходейду

2 ноября подразделения про-саудовской коалиции в Йемене начали очередное наступление на город Ходейда, являющийся административным центром одноименной провинции. Значение города, расположенного на побережье Красного моря сложно переоценить. Дело в том, что Ходейда является единственным подконтрольным хуситам портом, через который они могут получать помощь от Ирана морским путем. Потеря населенного пункта крайне отрицательно скажется на логистических возможностях повстанцев. Прекрасно понимая значение города, командование про-саудовской коалиции неоднократно предпринимало попытки захватить населенный пункт, лишив таким образом противника единственного порта. Однако, в силу отвратительной боевой подготовки йеменских коллаборационистов, выступающих на стороне коалиции, все эти попытки неминуемо заканчивались провалом. Не помогало ни абсолютное господство в воздухе авиации интервентов, ни превосходство в живой силе и технике. В частности, в октябре этого года хуситы нанесли коалиции ощутимые потери в живой силе и технике у ключевой развязки на трассе Ходейда-Сана Кило-16.

 

Колонна южан движется к Ходейде

 

 

Стоит отметить, что основную массу сторонников коалиции на этом направлении составляют не сторонники президента Хади, а южнойеменские сепаратисты, поддерживаемые Объединенными Арабскими Эмиратами. Формирования южан получили от ОАЭ  огромное количество техники, в первую очередь ...МРАПы.
Танки и тяжелые бронемашины применяются ими достаточно ограничено, в силу низкого уровня боевой подготовки личного состава. Зато весьма широко южане применяют так называемые «тачанки»- внедорожные автомобили с установленным на них тяжелым вооружением. Воздушную поддержку им оказывают как ВВС ОАЭ, так и авиация Саудовской Аравии. Кроме того, в наступлении принимают участие военнослужащие Судана.

 

Направления ударов коалиции на побережье Красного моря в городской застройке, а также вдоль трассы Ходейда-Сана

 

2 ноября, сконцентрировав значительный ударный кулак, коалиция предприняла очередную попытку захвата Ходейды. Для проведения операции были задействованы огромные по меркам войны в Йемене силы. Подразделения южан насчитывают свыше 9 тысяч человек личного состава и сотни единиц техники. Наряду с коллаборационистами в наступлении принимают участие и военнослужащие ОАЭ. В частности, в боях принимает активное участие танковая рота Эмиратов, вооруженная танками АМХ-56 «Леклерк». Кроме того, в районе Ходейды действуют подразделения специального назначения ОАЭ. С воздуха атакующие отряды южан поддерживаются ударными вертолетами АН-64 «Апач».
Позиции хуситов были подвергнуты массированным авиаударам коалиции, после чего в наступления перешли сухопутные подразделения.

 

Бойцы спецназа ОАЭ в районе Ходейды

 

В течении первых дней наступления коалиции удалось добиться ряда успехов. 3 ноября южане заняли все ту же развязку Кило-16 на трассе Ходейда-Сана. Успехи наступающих на побережье Красного моря отрядов были более скромными. Южане ввязались в уличные бои с хуситами, потеряв темпы наступления. Тем не менее, фактически Ходейда оказалась в полуокружении. Хуситы нанесли ряд контрударов по противнику в районе трассы Ходейда-Сана, замедлив его наступление. По позициям южан у развязки Кило-16 был нанесен удар баллистической ракетой Badr-1P. Особых потерь он не нанес, однако оказал на противника моральное воздействие. К 5 ноября южанам удалось продвинуться на приморском направлении, однако они вновь увязли в уличных боях в районе расположенного в Ходейде университета. Однако, с востока южане нанесли мощный удар и заняли жилой район Аль-Салех, фактически являющийся пригородом Ходейды. Хуситы продолжали контратаки на позиции противника в районе к северу от трассы Ходейда-Сана, стремясь таким способом заставить его снять часть сил, ведущих наступление непосредственно в городе. Обе стороны потеряли десятки бойцов убитыми. Только в Аден были доставлены тела 43 погибших южан, а также 113 раненных.

 

Командиры хуситов планируют контратаку

 

6 ноября хуситы сумели прорваться к трассе Ходейда-Сана, однако закрепиться там им не удалось. В ходе боев были уничтожены как минимум 6 МРАПов и большое количество «тачанок» коллаборационистов.

 

Уничтожение МРАПа МаксПро южан у развязки Кило-16 на трассе Ходейда-Сана

 

 

Южане продолжили наступление к востоку от города, постепенно отсекая его гарнизон от внешнего мира. Оперативный кризис для хуситов нарастал. К 8 ноября, используя подавляющее превосходство в огневой мощи, южане взяли под контроль западный, восточный и южный въезды в город. Однако, подразделениям коалиции так и не удалось взять контроль над местным аэропортом, который хоть в данный момент и практически окружен, но по-прежнему сидит костью в горле интервентов и коллаборационистов. Город подвергается постоянным ударам ВВС коалиции, совершившей уже несколько сот боевых вылетов.

 

Республиканская гвардия южан в районе Ходейды

 

В данный момент характер боев за Ходейду весьма напоминает битву за Сталинград в сентябре-первой половине ноября 1942 года. Коалиция шаг за шагом теснит хуситов в уличных боях, используя превосходство в огневой мощи. Те в свою очередь наносят контрудары в районе трассы Ходейда-Сана, оттягивая таким образом подразделения противника из города, подобно контрударам Красной Армии в 1942 году севернее Сталинграда. 8 ноября рейдовые подразделения хуситов начали наносить удары по коммуникациям южан на юге провинции Ходейда, с целью осложнить снабжение ведущих бои за город формирований противника и также добиться переброски части наступающих подразделений на это направление. Стоит отметить, что в ходе наступления на Ходейду, коалиция вновь вытянула свои коммуникации в узкую “кишку” вдоль трассы Мокха-Ходейда, проходящую по побережью Красного моря. Это обстоятельство ставит под угрозу все снабжение наступающей группировки. Атаки рейдовых подразделений хуситов на трассе ранее неоднократно заставляли коалицию прекращать наступление на Ходейду. Однако в данный момент ситуация не столь радужна для повстанцев. Зачастую против рейдовых подразделений действуют спецподразделения ОАЭ, поддержанные ударными вертолетами, что позволяет отгонять хуситов от трассы. Однако судьба сражения во многом зависит от исхода битвы за коммуникации.

 

Обстановка в Ходейде 9 ноября. Угроза окружения города налицо

 

10 ноября подразделениям республиканской гвардии южан, наступающим по трассе Ходейда-Сана, удалось выбить хуситов из больничного комплекса “22 мая” расположенного к востоку от города, нанеся им ощутимые потери в живой силе. Захват этого объекта существенно осложняет жизнь защитникам местного аэропорта Кроме того,отрядам южан удалось несколько потеснить хуситов уличных боях в кварталах на побережье Красного моря.

 

Район больничного комплекса “22 мая”

 

В свою очередь хуситы также не остались в долгу. В тот же день их рейдовая группа атаковала позиции южан и суданских военных у поселка Аль-Джабалия. В ходе короткого боестолкновения атакованный опорный пункт был захвачен. Более того, в плен попали военнослужащие армии Судана, что произошло в первый раз с самого начала конфликта, ранее воюющие против хуситов жители этой африканской страны в плен, не попадали.

 

Пленные суданские военные

 

Кроме того, в ходе боя был захвачен и впоследствии сожжен хуситами очередной МРАП Oshkosh M-ATV. Набег хуситов на Аль-Джабалию в очередной раз показал, на сколько уязвимыми продолжают оставаться коммуникации южан, ведущих наступление на Ходейду. Более того, среди отрядов коллаборационистов множатся слухи о том, противник вновь сумел блокировать трассу Мокха-Ходейда, что естественно отрицательно влияет на боевой дух наступающих формирований. На самом деле, в данный момент шоссе по-прежнему формально находится под контролем южан и подразделений ОАЭ, хуситы не могут занять и удерживать участок магистрали по причине господства в воздухе ВВС коалиции. Однако, устраивая набеги силами рейдовых подразделений способны попить южанам немало крови и даже в очередной раз добиться прекращения наступления.

 

 

Хуситы сжигают захваченный у Аль-Джабалии МРАП Oshkosh M-ATV южан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течении 11-12 ноября в Ходейде продолжались ожесточенные уличные бои, южанам удалось достичь жилого района Рабса на юге города, однако закрепиться в застройке пока не удалось. Захват района существенно осложнит положение защитников аэропорта Ходейды, поставив под угрозу их снабжение. Однако, пока темп продвижения южан в ходе уличных боев крайне медленный.

 

 

Район Рабса на карте

 

 

Хуситы нанесли ряд контрударов в районе прибрежных кварталов, однако южанам при поддержке ВВС коалиции удалось удержать позиции. В ходе боев поддержку коллаборационистам оказывала бронетехника. По ситуации на 12 ноября в городе идут позиционные бои, существенных позиционных изменений не произошло.

 

 

Достоверной информации о потерях сторон в ходе ноябрьского наступления коалиции пока не имеется, однако очевидно, что обе стороны уже потеряли сотни бойцов убитыми и раненными. Доподлинно известно, что в ходе боев за Ходейду с 2 по 12 ноября уничтожены как минимум 10 МРАПов южан. К сожалению, имеются десятки погибших среди мирного населения.

 

Уничтожение очередного МРАПа южан

Обстановка в районе Ходейды на 9 ноября. Отчетливо видна уязвимость коммуникаций южан, вытянувшихся в узкую” кишку” вдоль побережья

 

 

Несмотря на то,что наступающие на провинциальный центр формирования южан понесли многочисленные потери, их размер не критичен для коалиции, учитывая ее общую численность на этом направлении.  Угроза потери Ходейды по-прежнему велика. Падение города серьезно осложнит положение хуситов, которые при таком развитии событий лишатся возможности получать снабжение от Ирана морским путем. Взятие Ходейды станет крупным козырем для про-саудовской коалиции, которая уже давно не имела крупных военных успехов в ходе продолжающейся четвертый год войны. Однако не стоит думать, что падение портового города приведет к неминуемому краху хуситов. В последнее время международное сообщество, в том числе США и Великобритания, начало оказывать давление на Саудовскую Аравию, с целью начала мирного урегулирования конфликта. Вполне вероятно, что само наступление на Ходейду имеет целью получить козырь на последующих переговорах.

 

В ночь с 9 на 10 ноября стало известно, что США отказались осуществлять заправку в воздухе самолетов ВВС про-саудовской коалиции, что является свидетельством недовольства Вашингтона действиями Саудовской Аравии и ее союзников в регионе. Война в Йемене продолжается уже свыше трех с половиной лет, вытягивая при этом ресурсы ближневосточных монархий, составляющих ядро коалиции, и уже вполне очевидно,что не имеет быстрого военного решения. В первую очередь это касается Саудовской Аравии. Кроме того, сама коалиция не является единым монолитом. Так, основную ее массу составляют поддерживаемые Саудовской Аравией сторонники бывшего президента Йемена Хади, которого интервенты выставляют легитимным главой страны. Однако, значительную роль также играют и сепаратисты Южного Йемена, поддерживаемые ОАЭ, которые зачастую вступают в конфликты с хадистами. Именно южане составляют основу наступающей на Ходейду группировки и взятие города неминуемо приведет к усилению их позиций. Такой вариант развития событий очевидно приведет к нарастанию конфликта сепаратистов со сторонниками Хади. Однако, вышеперечисленные обстоятельства не отменяют факта того, что битва за Ходейду является одним из ключевых сражений войны в Йемене, от исхода которого во многом зависит дальнейший ход боевых действий.

 

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Моя Борьба (Mein Kampf)

О телеканале ANNA-NEWS

Европейское информационное агентство, финансируется из Германии. Преследует цель убедить русских учавствовать в братоубийстве по сирийской модели. Но несмотря на это предоставляет интересные материалы для просмотра.

 

Свежие посты